В преддверии Всемирного дня учителя коллектив Курчатовского музея решил порадовать своих читателей воспоминаниями о школьном детстве.
В 2022 первая курчатовская средняя школа, ныне Гимназия №1, 50 раз встречала своих первоклашек. А первый класс каждый бывший ученик вспоминает по-своему. Кому-то помнится волнение на первой линейке, кому-то в память врезалось выражение глаз учителя, а кому-то школьная доска с поздравлениями и плакатами. Но общим знаменателем для большинства воспоминаний остаётся ещё первый учебник – букварь. Многие бабушки и дедушки до сих пор помнят слова из него «Мама мыла раму…Раму мыла мама..» Эта книга первая давала советским детям образование. И это было время, когда в первом классе дети только начинали учить буквы, складывать из них слова и предложения, и таким образом учились читать и писать. Можно сказать, что букварь был основой всех основ.
Для создания послевоенного букваря в СССР привлекли большой коллектив авторов (Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Кеменова, С. Худак) и около двух десятков художников. Большая часть рисунков была выполнена в стиле, приближенном к плакатному. Тексты формировались и отбирались из уже существующих книг коллективом научных сотрудников Академии педагогических наук СССР, а также учителями Москвы и Ленинграда. В 1973 году приняли обновлённую редакцию этого учебника. И по нему занимались все советские школьники вплоть до начала 1980-х гг.
Скорее всего большинство учащихся первой десятилетки нынешней Гимназии №1 г. Курчатова держали в руках именно эти буквари.
Над следующим учебником совместно с основным автором — Всеславом Гавриловичем Горецким — трудились В.А. Кирюшкин и А.Ф. Шанько. По сведениям от издательства «Просвещение» первый свой букварь Горецкий выпустил в 1981 году, хотя многие источники датируют его появление десятилетием раньше. Принцип обучения здесь следующий: от наиболее используемых букв («а» и «о») до мягкого и твёрдого знаков. Впервые в обучение добавлен элемент игры. Вместе с первоклассником мир букв познают два самых известных персонажа детской литературы СССР – Буратино и Незнайка. Компанию им составляет Мурзилка, пришедший со страниц одноимённого журнала. Внизу страниц даётся таблица, куда нарастающим итогом вписываются уже изученные гласные и согласные с разделением по особенностям («звонкие» и «глухие» для согласных и др.). Кроме изучаемых букв и звуков «Букварь» наполняют всевозможные ребусы и загадки, требующие решения. В конце книги помещены стихи и небольшие тексты классиков русской и советской литературы для ознакомления и заучивания. Учебник получился столь удачный, что его переиздавали даже после распада СССР.
Хранится такой букварь и в нашем музее. Он 1993 года. Выпускники школ до сих пор считают букварь Горецкого самым добрым и интересным. Очень важное наблюдение, подмеченное специалистами, состоит в том, что иллюстрации к буквам в этом букваре даются неочевидные. Например, букву «С» предлагается запомнить по словам «осина» или «аист» — тем, где буква идёт в середине слова, а не в начале Это должно было научить ребёнка мыслить творчески и нестандартно.