Сегодня известно уже о четырех жилищах древнего человека, раскопанных на курчатовских стоянках каменного века Быки. Все они были обитаемы в холодное время года, все они между собой чем-то сходны, но в то же время археологи находят между ними и отличия в структуре, количестве очагов, а также в следах от различной хозяйственной деятельности. Чем это можно объяснить? И как вообще доказать, что это были жилища в этнографическом понимании, т.е. там действительно спали, ели, занимались какими-то домашними делами? Как долго они функционировали? Обо всём этом с докладом выступала в Институте истории материальной культуры РАН (г. Санкт-Петербург) на международном семинаре «ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ЖИЛИЩА И СТРУКТУРЫ ОБИТАНИЯ: ОТ МЕТОДИКИ РАСКОПОК ДО ИНТЕРПРЕТАЦИИ» главный научный сотрудник Курчатовского краеведческого музея, начальник Курчатовской палеолитической экспедиции Н.Б. Ахметгалеева.
В ходе реализации многолетних раскопочных кампаний на памятниках от Русской равнины до Забайкалья, Монголии и Казахстана было открыто немало новых структур, которые могли быть связаны с организацией древним человеком своего жилого пространства. Поэтому выбранная тема для обсуждения научным сообществом являлась весьма актуальной. В ходе плодотворной работы были рассмотрены возможные критерии выделения жилищ и пространственной организации поселений, варианты реконструкции сооружений из бивней и костей мамонта и многое другое. Надо заметить, что у археологов нет «говорящих или записанных» источников, поэтому вопрос о том, как на той или иной стоянке могло выглядеть жилище — это очень сложный вопрос. И курчатовская археология вносит свой, значимый вклад, что отмечалось неоднократно в обсуждениях, в решении этой проблемы.
Археологи разъехались, но работа не прекратилась. Планируется публикация и дальнейшее обсуждение представленных материалов в одном из ведущих российских археологических изданий.

