Рубрика «А вы знаете?»


Новости / Пятница, Март 11th, 2022

Всем привет! Сегодня в рубрике «А вы знаете?” давайте поговорим об образах женщин в эпоху каменного века, о «палеолитических венерах». Только недавно через опрос мы пытались узнать ваше мнение о том, что могли означать эти статуэтки. И мнения всех, как надо сказать и учёных, сильно разошлись, хотя большинство всё же связало их с образом матери-прародительницы. Сегодня мы поговорим том, как появилось их обозначение в качестве «венер». Действительно, причём тут каменный век и «Венеры»?

«Палеолитические Венеры» — обобщающее понятие для более ста женских статуэток, датируемых верхним палеолитом примерно в период 40-12 тыс. л.н. Они встречаются главным образом в Европе, но ареал их находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области. Вырезаны фигурки преимущественно из бивня мамонта, но встречаются поделки из камня мягких пород, и даже вылепленные из глины, а затем обожжённые.

Но почему всё же их назвали венерами?

Дело в том, что первая древняя женская статуэтка была обнаружена около 1864 года маркизом де Вибре в Ложери-Бас на юго-западе Франции. Она была выполнена из бивня мамонта, у неё отсутствовала голова и руки, но был сделан чёткий надрез между ног, обозначающий женскую принадлежность. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образа, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская». Затем были найдены новые статуэтки, в том числе в 1908 году была найдена в Австрии знаменитая «Венера Виллендорфская», воплотившая в себе все современные среднестатистические представления о «палеолитических венерах». И в начале 20 века учёные, считая, что видят перед собой воплощенные в скульптурах представления древних об идеалах первобытной красоты, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры.

Как мы уже писали, большая серия «палеолитических венер» была найдена в Курской области на Авдеевской стоянке. Они сделаны по единому художественному канону, но тем не менее передают разный физический тип женщин — одни изображают пышнотелых, возможно даже пожилых, другие — женщин в расцвете сил, как правило, беременных, третьи — стройных девушек.

Да, всё непросто в нашем познании мира каменного века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *