Добрый день, наши дорогие
друзья! Мы продолжаем рубрику «В помощь исследователю». И поговорим немного о
самом насущном для каждого начинающего исследователя. О выборе темы
исследования.
Да, сложнее всего бывает, как ни странно,
правильно обозначить тему будущей работы, выбрать объект и предмет
исследования. Почему? Исследователь задаётся вопросами: Что я об этом знаю? Что
я хочу узнать? Но нельзя и забывать о вопросе: Что реально нового я могу
открыть в этой области? И ответ на этот вопрос нужно хорошо представлять и
вовремя остановиться…
Конечно, хочется всего и сразу. Поэтому самой
распространённой ошибкой и не только детских, но и взрослых исследований – это
несоразмерный по возможностям объём работ, продиктованных темой. И, как итог –
красивое звучание и пустое заполнение. Нельзя забывать о том, что объект
исследования всегда должен быть гораздо шире предмета исследования. Когда вы
определитесь с тем, что вы лично сможете за указанный период времени сделать,
тогда ваш объект и предмет исследования начнут понемногу обретать свои
очертания и звучание.
Ваша тема должна соприкасаться в первую очередь
с предметом исследования. Приведём пример. Предположим, что объектом
исследования у вас будет история города Курчатова. И если вы перепутаете объект
с предметом и в названии работы напишите «История города Курчатова», то вас
ждёт перелопачивание огромного количества литературы и источников, бесконечные
беседы с очевидцами, работа в самых различных по профилю архивах и библиотеках.
Ведь, собственно, история города уже до вас описана и не одним автором, а вам
нужно будет искать что-то, что найдёте только вы, Вы постоянно будете
отвлекаться на детали, которые будут сыпаться гроздями. И наконец, когда
приблизиться старость, вы наконец остановитесь в своём поиске. И не факт, что
за эти всем не затеряется что-то важное, что добыли именно вы! Ведь главное в
исследовании – это ваш личный вклад. Поэтому поступите иначе. Заинтересуйтесь
какой-то одной внутренней историей в рамках этой темы. Например, напишите о
жизненном пути какого-то героя, об истории важной именно для вас организации,
об истории создания какого-то памятника и всего, что с ним связано. Размер
выбранного «Объекта» будет зависеть от времени, которое вы можете потратить на
исследование и ваших возможностей найти и проработать именно те источники,
которые оптимально помогут вам не только раскрыть тему, но и найти что-то
новое.
Мы предлагаем нашим читателям предложить в
комментариях свои темы, которые помогли бы, например, нашим краеведам полнее
раскрыть историю нашего города.
А для наших будущих учёных мы рекомендуем
методическое пособие для изучающих свою родословную и историю малой Родины —
книгу Марины Балашкиной и Александра Попова «Локальная история:
организация исследовательской и проектной деятельности». Это — первое
методическое пособие для школьников, написанное доступным языков и содержащее
пошаговые алгоритмы для самостоятельного проведения исследований по истории.
Методическое пособие размещено на сайте
Добровольцев локальной истории http://opencu.info/volunteer
Прямая ссылка для скачивания http://opencu.ru/uploads/localhistory.pdf
#добровольцылокальнойистории #Курчатовскийкраеведческиймузей #патриотическоевоспитание #Курскаяобласть
В помощь исследователю
Новости / Среда, Январь 19th, 2022